Пустынные отцы и матери — размышления мистиков

пустынные отцы и материНиже перевод статьи Фр. Ричарда Рора из рубрики «Размышления Мистиков» из весенне-летнего выпуска журнала The Ecstatic Magazine.

Пустынная традиция предлагает богатое учение о полном подчинении, через созерцание, замечательной и всегда слишком большой тайне Бога. Пустынные отцы и матери подобны дзен буддистским монахам христианства; их высказывания часто похожи на коаны (прим.пер. в дзен-буддизме: загадка, головоломка), которые нельзя понять с помощью рационального, логического мышления. Пустынные мистики фокусировались больше на «как», чем на «что». Заметьте, что это очень отличается от основного акцента христианства в последние столетия – “что” верований и доктрин.

Томас Мертон заметил, что Западная церковь в значительной степени пренебрегала учением созерцания, по крайней мере последние 500 лет. Он помог современному христианству вновь обрести осознание созерцательной практики отчасти от его чтения пустынных отцов и матерей. Они были, конечно, истинными христианами и все же не знали ни одну из тех доктрин, которые многие из нас принимают как основополагающую традиционность, такие как две природы Христа, доктрина Троицы, непогрешимость Библии, и т. д. и т. п. Этот ранний период является информационным центром для основополагающего христианства.

Главным поиском пустынных мистиков был поиск Бога, поиск Любви; все остальное было второстепенным. Мертон пишет:

Через все Verba Seniorum (прим.пер. Слово Древних — высказывания и рассказы пустынных монахов) мы находим неоднократное настояние о превосходстве любви над всем остальным в духовной жизни: над знанием, гносисом, аскетизмом, созерцанием, уединением, молитвой. Любовь, в сущности, есть духовная жизнь, и без нее все другие упражнения духа, какими бы возвышенными они ни были, лишаются содержания и становятся просто иллюзиями. Чем более возвышенными они являются, тем более опасны иллюзии.

Пустынные отцы и матери фокусировались на этих основных практиках в своих поисках Бога: 1) уход, в какой-то степени, от систем мира; 2) некоторая степень уединения, чтобы вырваться из суетливой толпы; 3) молчание, чтобы освободиться от суетливого разума; и 4) некоторые «техники» для контроля компульсивности разума и эмоций. Все это было ради того, чтобы культивировать человека и сообщество, способных любить.

Созерцание стало прочным фундаментом для построения цивилизации и человеческого сообщества. Созерцательное сознание не так просто навешивает ярлыки и не связывает себя с одним единственным окончательным значением. В созерцании человек познает, что все тем или иным образом созданы по образу Божьему и, следовательно, имеют равное достоинство и заслуживают уважения.

Ежедневные Размышления Ричарда Рора, Центр Действия и Созерцания, www.cac.org

Понравилась статья? Поделись:

Оставить комментарий